Как мы строим тренировку? Сколько она длится? Какова последовательность упражнений? Сколько упражнений в одной тренировке?
Обычно принято, что тренировка состоит из трех частей: разминка, основная часть и заключительная.
- разминка готовит организм спортсмена к предстоящей работе
- в основной части тренер решает задачи обучения и развития определенных качеств
- заключительная же часть направлена на снижение физической и психической активности организма
Так правильно, но только не в нашем случае! При работе с детишками 3-6 лет в общепринятую структуру занятия вносятся изменения. И обусловлены эти структурные изменения психологией и физиологией ребенка! И так, обо всем по порядку….
Сначала о разминке:
Разминка у нас не проводится в принципе! Кстати, многие меня спрашивают, почему мы не делаем разминку с детьми? Отвечаю. Жалко тратить время впустую!
Вот и давайте разберемся. Какие задачи у разминки?
- Плавно повысить частоту сердечных сокращений, чтобы увеличить приток крови к работающим мышцам и тем самым повысить их температуру. Увеличенный приток крови приносит к мышцам больше необходимых для работы веществ и кислорода, а повышенная температура в мышцах ускоряет все биохимические процессы, т.е. переработку этих самых веществ и кислорода. Ну это так, если просто.
- Повысить эластичность мышц и подвижность суставов посредством разминочных упражнений во избежание растяжений мышц и прочих травм.
- Психологически подвести организм к работе.
Так вот. Детям дошкольного возраста эти задачи решать не надо! Потому что они всегда подвижны, пульс у них всегда повышен, мышцы всегда эластичны и готовы к бегу. Дети перед тренировкой никогда не сидят спокойно. Они бегают в раздевалке, в зале перед занятием. Так что их не разминать надо, а скорее успокоить, что наши тренеры и делают, собираясь в кружочек с детьми перед тренировкой)
Теперь о тренировке:
Все наше занятие является основной частью и состоит из 4-5 блоков по 8-10 минут. Между блоками мы делаем паузу 1-2 мин. Почему именно так? Объясняю. Активное внимание ребенка дошкольного возраста составляет 5-10 минут, не более! То есть, по истечении этого времени ребенок начинает терять интерес к упражнению и устает. Поэтому блок у нас и длиться не более 10 минут в среднем. Пауза же между блоком в 1-2 минуты позволяет детям сделать 2-3 глотка воды (они же теряют влагу во время выполнения упражнения), поделиться с родителями своими переживаниями, завязать шнурки и т.д. А тренеры в это время подготовят площадку к следующему упражнению.
Длительность одного занятия для детей этого возраста составляет по всем рекомендациям от 20 минут до 50 минут. Мы же опытным путем пришли к тому, что занятия наши длятся для малышей 3-4 лет примерно 40 минут, а для детей 5-6 лет – 50 минут. За это время мы успеваем провести 4-5 разнонаправленных блоков. 40-50 минут для детей этого возраста вполне достаточно чтобы решать все необходимые задачи. Главное работать эффективно!
А тренировочные блоки у нас вот такие:
- Упражнения с мячами
- Эстафеты
- Подвижные игры
- Удары по воротам
- Футбол
- Гимнастика
Комбинируют эти блоки тренеры в любой последовательности. В занятии только обязательно должны быть футбольные упражнения, какая-то подвижная игра и, естественно, сам футбол.
Ну вот примерно так мы строим наши тренировки. КАЖДОЕ наше занятие четко структурировано! Более того, КАЖДЫЙ месяц занятий на КАЖДУЮ группу подробно расписан в специальных бланках!
Все наши тренеры, готовясь к занятиям, пишут план своей работы на месяц и конспект тренировки. Только так можно работать четко, планомерно и, главное, ПОЛЕЗНО!!