Мотивация есть определяющий фактор старания ребенка! Поразмышляем над этим…
Сегодня мне хотелось бы остановиться на таком важном моменте воспитания ребенка, как мотивация.
Давайте задумаемся, что заставляет человека прогрессировать, двигаться вперед в определенном виде деятельности?
Естественно, это мотивация. Чем она сильнее, тем настойчивее человек идет к своей цели. У взрослых людей много мотивирующих компонентов. Это, конечно, заработная плата, карьерный рост, социальный статус, личные амбиции, интерес и любовь к своей работе.
Для детей же основными и самыми важными побуждающими факторами к занятиям футболом являются интерес и любовь к этому виду спорта. Мы прекрасно знаем из своего опыта, что если ребенку интересно заниматься чем-либо, то дополнительно побуждать его к труду уже не нужно.
Поэтому основная задача тренера и родителей
на этом этапе — заинтересовать ребенка. В этом случае мы создадим прочный фундамент для его последующего развития.
И наоборот: излишне требовательный подход к занятиям ребенка, строгость в оценках могут давить на него, лишать его ощущения комфорта, безопасности, тем самым создавая целый букет негативных эмоций и ощущений!
Так теряется мотивация и ставится под вопрос успешность выполняемой ребенком деятельности.
Но это лишь первый взгляд на вопрос. Есть нюансы, понимание которых позволит с большей эффективностью воздействовать на привлечение ребенка к спорту. Ведь именно это является главной нашей целью, не так ли?
Так вот, мотивация бывает внешней и внутренней.
И это надо четко понимать.
ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ.
Побуждает ребенка что-то делать (в нашем случае ходить на тренировки и усердно заниматься) внешними для него обстоятельствами или стимулами.
Например: «Не пойдешь на тренировку, значит, будешь серьезно разговаривать вечером с папой». Ребенок думает: «Ага, лучше пойду на тренировку, потому как разговаривать с папой, особенно на ночь и серьезно, совсем не хочется».
В «Футландии» же таким внешним стимулом является наклейка. «Будешь хорошо тренироваться — получишь наклейку». Тут ребенок рассуждает, что надо пойти на тренировку, взять наклейку, заполнить дневник и получить подарок.
ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ.
Мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
И тут ребенок думает примерно так: «Пойду на тренировку, потому что там интересно, весело, друзья и хорошие тренеры. Там я реализую свою потребность в движении, общении, самоутверждении и т. д».
Поэтому внешняя мотивация зависит от наличия внешних факторов. Не будет их — не будет и стимулов.
Внутренняя же мотивация зависит от самой деятельности, поэтому она более сильная и основательная.
В связи с этим мое заключение такое. Не следует использовать внешние стимулы, как основной вид мотивации ребенка в спорте. А то бывает так, что родитель не заостряет внимание на деталях деятельности ребенка, а делает акцент лишь на самом факте этой деятельности. И выглядит это так: «Будешь ходить на тренировки – тогда вечером получаешь плитку шоколада», или «За каждый забитый гол – 100 рублей». В принципе, и шоколад, и 100 рублей это не плохо, также, как и наклейка в Футландии. Таким образом мы покупаем его трудолюбие. Но должно ли это являться ведущим стимулом? Думаю, что нет. А если не будет шоколада, 100 рублей или наклейки? Что тогда должно заставить ребенка заниматься спортом?
Вот и получается, что внутренние стимулы (интерес, любовь, потребность в движении, в положительных эмоциях), на мой взгляд важнее. А стимулы внешние (наклейки, шоколадки и т.д.) должны лишь помогать и становиться приятным бонусом деятельности ребенка.
ВЫВОД.
Родитель или тренер должны правильно расставить приоритеты, и стараться акцентировать внимание на укреплении внутреннего стимулирования ребенка. То есть идти с ним на тренировку не столько за наклейкой, а сколько за веселым настроением и положительными эмоциями». И после тренировки разделить с ребенком радость от забитых голов, одержанных побед и хорошо сделанных упражнений. Если наш юный спортсмен будет видеть, что вы искренне радуетесь его тренировкам, и интересуетесь не итогами его деятельности, а самой деятельностью непосредственно, то это повысит статус спортивных занятий. Не перегибайте палку с наклейками, деньгами и другими благами. И тогда все это в комплексе усилит внутреннюю мотивацию ребенка, что в перспективе гораздо эффективней.