Пора вести на футбол! Но куда? Вот вопрос.
Многие из вас в определенный период задаются вопросом, в какую футбольную школу записать своего юного футболиста. Наш малыш уже окреп, разбил мячом несколько ваз дома, расшиб коленку в футбольных баталиях во дворе, в общем полностью созрел для записи в футбольный клуб. Все, пора вести на футбол! Но куда? Вот вопрос.
Есть поблизости футбольная школа. Своя, родная. Рядом. Туда ходят дети ваших знакомых. Правда школа без громкого названия. Просто ДЮСШ) А в ближайшем большом городе функционируют детские СДЮСШОР с более раскрученным именем! Школы эти имеют спортивные интернаты для детей, их клубы играют в еврокубках, и на детской футбольной форме, так же, как и у профессионалов, красуется знаменитая клубная эмблема! И у каждого родителя, заинтересованного в профессиональном развитии своего ребенка, обязательно встанет вопрос, куда определить свое чадо? Где его профессиональный рост будет эффективнее? Вот на эту тему давайте и поразмышляем.
Итак, вопрос поставлен.
И для того, чтобы на него ответить, надо определить, что мы хотим в итоге. Зачем мы ведем ребенка на футбол? Это и его оздоровление, и укрепление характера, и социальные навыки, и физическое развитие. Но, а вдруг именно наш парень, лет через 10-15, будет являться олицетворением современного футбола? Может именно он будет лидером сборной нашей страны, и под его напором будут сокрушаться все рекорды современных футбольных гениев? Почему нет?) Поэтому приводя ребенка на футбол, мы хотим, чтобы от занятий был ЭФФЕКТ. И эффект этот был максимально положительным!
Тут будет уместно одно сравнение. Однажды я общался с одним футбольным педагогом, который это сравнение и применил. Он сравнил обучение футболу с изготовлением ювелирного украшения. Ведь что делают в ювелирной отрасли? Берут необработанный материал, делают шлифовку, огранку, придают камням нужную форму и размер, соединяют уже обработанные камни в единое целое и получают произведение искусства! И для получения этого произведения искусства нужны три вещи:
- Драгоценный камень (из кирпича или из гальки колье не сделаешь, как ни старайся).
- Условия обработки, профессиональное оборудование и инструменты (ведь лопатой и молотком трудно огранить алмаз).
- Ювелир-профессионал (думаю, что даже при наличии алмазов и лучшего инструмента, у меня вряд ли получится соорудить что-либо прекрасное, тут умение надобно).
ЗАМЕТЬТЕ! Ни слова о бренде и названии ювелирного салона!!! Ну не создает название произведения искусств!! Ни в ювелирной отрасли, ни в футбольной. Их создает профессионал, имеющий необходимые условия и материал для работы.
Разве в футболе не так? Наш малыш и есть необработанный пока камень. Какой камень? Драгоценный ли? Это пока вопрос, и ответ на него даст только время. Так вот отдать этот камень в руки к грамотному профессионалу, работающему в хороших условиях, было бы очень неплохо!
И если на вопрос драгоценности (в футбольном смысле) нашего малыша ответит только время, то вот с вопросами условий и наличия тренеров-профессионалов мы и должны разобраться.
Начнем с тренера.
Очень важный фактор на любом этапе воспитания ребенка и футболиста. Тут полезно собрать информацию о тренерах, работающих с командами вашей возрастной группы. Какие у них тренерские успехи? Есть ли успешные выпускники? Ведь ювелира мы тоже оцениваем по его изделиям, не так ли? И тут важно оценить именно тренерское начало!!! Если тренер, в недавнем прошлом знаменитый игрок, обладатель Кубка России, многократный чемпион всего и вся, то это еще о его тренерском потенциале ничего не говорит!!! Да он знаменит как игрок, но это лишь бонус, пусть и весомый, к его тренерским качествам. А бонус никогда не стоит на первом месте. Бонус – лишь дополнение! Наверно круто, если мой сын занимается у известного футболиста. Но футболист и тренер – разные профессии. Учитывайте это!
И конечно важно, насколько тренер терпелив, грамотен. Насколько он обладает УМЕНИЕМ НАУЧИТЬ, ДОХОДЧИВО И ТЕРПЕЛИВО ОБЪЯСНИТЬ! Насколько он уважителен к детям и умеет найти подход к каждому из них. А это можно понять за несколько проведенных тренировок. Главное внимательно присмотреться.
Условия.
Не следует очень узко понимать, что условия — это наличие футбольного поля, мячей и фишек. Это тоже важно, но это есть у подавляющего большинства футбольных школ. И даже регионы, где нет искусственных футбольных полей, могут растить чемпионов! Целые плеяды великих мастеров вырастали раньше без искусственных полей с подогревом! И сверкали эти бриллианты (Черенков, Заваров, Тихонов, Аленичев, Блохин) не хуже, а то и ярче нынешних. Условия это и наличие соревнований необходимого уровня, и преобладание педагогического процесса над селекцией. Да даже время в пути до тренировки и домой определяет условия жизни ребенка! Давайте об этом поподробнее.
- Футбольные поля и инвентарь. Конечно мы живем в современном мире и возможности по развитию спортивной инфраструктуры сейчас значительно выше, чем раньше. Прошло время горбатых полей и сдутых обшарпанных мячей. Поэтому при сравнении школ обращайте на это внимание
- Соревнования. Для полноценного тренировочного процесса соревнования просто необходимы. Поэтому необходимо, сравнивая школы, обратить внимание на то, в каких соревнованиях они участвуют. Оценить уровень соперников, организацию соревнования. Московский регион выгодно отличается в этом отношении от других. Организация московских и областных соревнований на высоком уровне. Дети имеют еженедельную игровую практику с сильными командами. Это важно! Знаю, что за границами Московской области больной вопрос – отсутствие регулярных, подходящих по уровню, соревнований. Обычно в регионах (например, в Казани) одна школа высокого уровня. И конкурентоспособных соперников в досягаемости нет. Это плохо. Или школ в городе всего три. Ну и какой тут чемпионат? И вот чтобы сыграть игру детям приходится ехать за 200-300 км. Особо то не наездишься. Поэтому оценивайте соревнования где участвует ваша потенциальная школа.
- Преобладание педагогического процесса над селекцией. Уверен, что становление большого футболиста – есть плод грамотного тренировочного процесса. Вот и надо выбрать школу, где этот самый процесс ведется. Где во главу угла ставится развитие ребенка, а не работа селекционного отдела! Знаю, что многие топ-клубы грешат этим. Уж больно велик соблазн пригласить в свою знаменитую школу талантливого мальчика из региона, а не скрупулёзно работать самому! Нет, это конечно прекрасно, когда ребенка из региона приглашают в топ-клуб! И может даже и не одного. Я только «ЗА» обеими руками!!! Но когда на следующий год этих ребят отправляют обратно домой, а на их место ПАЧКАМИ привозят других детей, а через год опять создают новую команду, то у меня возникает вопрос. Что же вы с детьми такое делаете в своих прекрасных школах, что в регионах за год другие футболисты прогрессируют лучше и быстрее, а ваши дети, которых вы привезли к себе год назад, становятся вам не угодны? Мне кажется, что такой подход, это расписка в профнепригодности!! Это значит, что детские топ клубы паразитируют на работающих маленьких школах, тем самым ломая судьбы многих детей. РАБОТА ДОЛЖНА ПРЕОБЛАДАТЬ НАД СЕЛЕКЦИЕЙ. Это важно, учтите это. В малых школах нет селекционных отделов. И там успех зависит непосредственно от качественной работы всех подразделений школы с имеющимися детьми. Яркий пример тому нынешний РОСТОВ. Вот когда команда профессионалов во главе с Бердыевым из имеющихся футболистов эффективно сработала! Не чета всем денежным мешкам с их селекционными отделами. И мне не очень понятна ситуация, когда на тренерском совете в ДЕТСКОМ топ-клубе поднимается тренер и говорит в сторону селекционного отдела: «Мне нужно два защитника и форвард. Обеспечьте, иначе я за результат не отвечаю.» Так тебе же в прошлом году привезли ребят?!!! Ты же был доволен?!! Что же ты с ними сделал?!! Ты что ж не тех ребят взял в команду?!! Извиняюсь за этот крик души, но дело это важное и стоит иметь в виду.
- Время в пути до школы. И это, по моему мнению, важный момент! Если ребенок тратит на поездку в футбольную школу 1,5 часа в один конец (а то и больше) и столько же назад, то когда же, позвольте, ему заниматься уроками, да и просто жить! Считаю неправильным, если ребенок питается, учит уроки и играет в телефон в машине!! Да это и тяжело очень. Большая вероятность, что детская психика не выдержит в скором времени такой нагрузки и ребенок не найдет сил на футбол. Я уже не говорю о качестве «машинного» образования и питания!
В общем вот, что в моем понимании является условиями для воспитания футболиста.
И в заключении я расставил бы приоритеты, на что бы я обратил внимание при выборе футбольной школы для своего ребенка:
- Педагог. Его профессиональные качества, тренерские успехи. Ведь значение тренера в становлении личности ребенка и его профессиональном развитии переоценить невозможно
- Близость к дому
- Умение школы выстраивать и совершенствовать тренировочный процесс, а не заниматься только селекцией
- Наличие приемлемой инфраструктуры и инвентаря для занятий
- Наличие хорошо организованных соревнований
Бренд в данном случае определяющего значения бы не имел. Мой опыт подсказывает, что громкое и известное имя футбольной школы не всегда является гарантом качественной работы с детьми. Имейте это в виду.