Ребенок, зачастую, посещает разные занятия. И как же правильно организовать его ритм жизни?
Очень часто я наблюдаю ситуацию, когда ребенка перевозят с одной секции в другую, в машине переодевая его из футбольной формы в хоккейную. После хоккея же, едва поменяв коньки на ласты, малыш уже в бассейне. И так каждый день!
У такого подхода к развитию ребенка найдутся как свои противники, так и свои поклонники. И понять можно обе стороны.
Логика первых такова: невозможно успеть везде и «впихнуть» в ребенка все знания мира! Если заниматься всем одновременно, то у ребенка получится винегрет в голове, знания и умения будут отрывочны, да и устает он сильно от всего, как, впрочем, и родитель. Надо заниматься чем-то одним, но размеренно, основательно и серьезно.
Логика же вторых такая: ребенок находится в стадии поиска себя, поэтому надо дать ему возможность проявить себя в разных ипостасях, найти то, что увлечет его больше всего. Да и двигательная и интеллектуальная потребности ребенка сейчас, как никогда, высоки и требуют удовлетворения. Поэтому именно сейчас надо посетить все, где только можно успеть.
И те, и другие в своем роде правы. Но истина, на мой взгляд, где-то посередине. Попытаюсь для себя ее найти.
Моя логика: все-таки я скорее ближе ко вторым, нежели к первым. Первый алгоритм действий хорош на последующих этапах взросления ребенка, когда есть определение с его склонностями и способностями.
Ребенок в этом возрасте необычайно восприимчив ко всему, этим и надо пользоваться!Только важно найти БАЛАНС всем нашим занятиям. Важно равномерно и посильно распределить предлагаемые ребенку нагрузки. И теперь давайте ответим на два вопроса:
- Чем грозит ребенку отсутствие сбалансированного расписания занятий
- Как же все-таки это самое расписание сбалансировать?
На первый вопрос ответить несложно. Наслоение одинаковых нагрузок друг на друга ведет к физическому, умственному и эмоциональному истощению. И вместо предполагаемого эффекта от всех занятий мы получаем уставшего ребенка с потерей интереса к занятиям, с повышенной раздражительностью, плохим аппетитом и угнетенным настроением.
Это состояние в науке называется ВЫГОРАНИЕМ. Оно может быть и физическим, и психологическим, и эмоциональным. В этом состоянии заметно снижен интерес к любой деятельности. А интерес, как мы знаем, важнейший мотивационный фактор у детей.
Его отсутствие напрямую влияет на эффективность занятий, резко понижая ее. Излишняя же физическая нагрузка негативно влияет на развитие всех систем организма и аппетит. В итоге, вопреки нашим стремлениям, ребенок развивается и медленней (не дай бог) с нарушениями. Вряд ли мы к этому стремились!
А вот чтобы решить проблему второго вопроса, а именно сбалансировать расписание нужно, на мой взгляд, вот что:
- Разделить нагрузку на ребенка по направленности (физическая, умственная, эмоциональная). Физическая – все спортивные секции, умственная – интеллектуальные секции, языки, эмоциональная – театральные кружки, например.
- Постараться не сочетать одинаковую по направленности нагрузку, а вот разную сочетать можно. То есть физическая нагрузка после занятий по английскому языку – очень даже хорошо. А вот футбол после хоккея – не очень.
- Учесть, что спокойные секции эффективнее перед высокоэмоциональными, если уж их комбинировать.
- Учесть, что физическая нагрузка по своему воздействию, тоже бывает не одинаковой. Разные виды спорта по-разному воздействуют на организм. И акробатика или плавание с футболом очень даже хорошо монтируется, т.к. эти виды спорта затрагивают разные мышечные группы и системы организма.
- Распределить занятия с учетом вышесказанного
Это идеальный вариант. Но конечно же сложно так все спланировать. Секции, к сожалению, время устанавливают не по вашему желанию. Однако стремиться надо именно к такому чередованию и последовательности занятий.
САМОЕ ГЛАВНОЕ следите за появлением у ребенка опасных симптомов, а именно потери интереса к занятию, появлению несвойственной ему раздражительности, потере аппетита, разочарования в своих силах, участившиеся головные боли и боли в теле. Это важнейшие сигналы о том, что что-то идет не так! Что у ребенка наступает переутомление со всеми вытекающими из этого последствиями!
В этом случае очень важен диалог с педагогом или педагогами. В идеале, они должны знать о дополнительных занятиях своего ученика. И в случае наступления критических моментов родители и педагог должны в нужный момент проявить мудрость и знания, сообща оптимизировав расписание занятий ребенка. Я бы учел здесь еще и темперамент ребенка, т.к. малыши разные. Для кого-то частая смена декораций вещь естественная, а кто-то из детей не совсем комфортно переносит постоянные смены коллектива и занятий.
Если же ребенок с удовольствием бежит на тренировку, у него горят глаза при входе в класс или театр, у него хорошее настроение, то значит все идет нормально.
Успехов вам в таком блогом деле, как воспитание ребенка!